В 1995 году Сергей Кожевников, генеральный продюсер "Русского радио", встретившись с Николаем Фоменко в клубе "Сохо", предложил своему другу принять участие в новом проекте FM-радиостанции, форматом которой должна стать только популярная отечественная музыка. Тогда Николай недооценил потенциал новой станции, о чем сожалеет до сих пор. "Русское радио" фантастически быстро завоевало устойчивые позиции в эфире и слушательском хит-параде и сейчас занимает одно из первых мест в рейтинге FM-радиостанций по любым социологическим опросам.
Первой радиопрограммой Николая Фоменко стала программа "Русские гвозди" (1995). "У меня на стенке висел польский плакат с надписью "ГВАЗДИ" поп-музыки. Так я узнал, что оказывается, ГВАЗДЬ - это хит, и отсюда взялось название программы. Записывалась она просто "из-под волос", из головы, безо всякого сценария и подготовки - с места в карьер".
В "Русские гвозди" попадали действительно самые модные хиты недели, месяца и года. Но при этом вместо традиционно почтительно-аккуратных и политкорректных "обвязок" слушателю предлагалось ироническое, очень осмысленное и остроумное издевательство над текстом тех самых "Гваздей", в который, как правило, после двадцатого раза никто не вслушивается, и над имиджем самого исполнителя. А если говорить шире - то над чинопочитанием, к которому так привычен отечественный зритель и слушатель.
То, что многими воспринималось как бессмысленное сочетание слов, заполнение эфирного пространства и глупая болтовня, на самом деле создавало тот же самый эффект, который был самым важным и в телепрограммах Николая Фоменко - ощущение свободы. "Ни к чему не ведущие" и "ни к чему не зовущие" развлекательные программы Фоменко лишали слушателя и зрителя возможности опереться на те ярлыки, которые навешаны, казалось бы, уже давно и прочно на всю окружающую среду. Он как бы уводил почву из-под ног, иронизируя над текстом песни и тем самым заново обнаруживая для слушателя само существование этого текста. Необходимость каждый раз придумывать собственное мнение и размышлять о сути человек в большинстве случаев заменяет общепринятыми условными банальностями - а фоменковские импровизации снимали эту шелуху, обнажая эстрадных королей и королев.
Голос Николая Фоменко c 1996 года звучит и в заставках рекламной службы "Русского радио". Идея посреди музыкального полотна произносить смешную фразу сама по себе была непривычной и оригинальной. Сначала возникшая как бредовый прикол, она принесла "Русскому радио" невиданный успех - услышав музыкальный фрагмент, означающий конец рекламного блока, слушатели притихают, а звук делают погромче, чтобы не пропустить новую остроту голосом Николая Фоменко. Этот голос выразителен и изобретателен. Большинство шуток становится почти эстрадными миниатюрами, потому что они не произносятся, а по-настоящему актерски проигрываются и в голове возникает живая картинка. Самоирония, точность, угаданность интонации и изменчивость и объясняют успех этой идеи, а уж если диджей связывает по смыслу шутку Фоменко с ближайшими по расположению блоками или песнями, заряд хорошего настроения слушателю обеспечен.
Поначалу все шутки, из-за которых телефон рекламной службы знает вся страна, придумывал и Фоменко, и сами создатели новой радиостанции. Потом их начал сочинять народ, присылая свои собственные любимые поговорки на сайт в Интернете, откуда перлы народного остроумия с благодарностью вылавливались командой радиостанции.
Программа "Доброе утро, Вьетнам" (1997) появилась на "Русском радио" потому, что Фоменко очень хотелось попробовать выйти в прямой эфир, который давал возможность "вживую" общаться со слушателями. Название программы заимствовано у любимого Николаем фильма с Робином Уильямсом.
Николай Фоменко: "Я хотел посмотреть, что происходит в эфире, в головах. Я поразился тому, как за год по всей стране люди изменились - они освободились. Это очень хорошо. Люди отвязались по полной программе, и это благодаря "Доброму утру, Вьетнам" совершенно точно. На это ощущение свободы играли и "Империя", и "Гвозди". Все программы работали на уровень свободы слова, свободы мироощущения. На этом накопленном багаже легко работать далее - с одной стороны, с другой стороны, появляются и новые сложности".
Следующим проектом в эфире "Русского радио" стала еженедельная получасовая программа "Русские гвозди-2" (2002), в которой обыгрывались интервью популярных артистов эстрады.
"На "Русском Радио" вышла новая программа Николая Фоменко "Русские гвозди-2" - "Ни слова правды". Программа представляет собой смонтированное ток-шоу с той или иной звездой отечественной эстрады, причем смонтированное весьма хитрым способом: к ответам звезд, записанным ранее, Фоменко подставляет другие вопросы. В результате получается весьма веселая "беседа". В программе также звучат три песни артиста-"жертвы" (Московский комсомолец, 11.12.2001)
Николай Фоменко: "Меня безумно удивляют эти вопросы - "а вот вы и на радио, и на телевидении, и в кино…" Сотни замечательных, прекрасных советских актеров работали одновременно и на телевидении, и на радио, а вечером играли спектакль в театре, и никому это не казалось странным и стыдным. Это было нормально".
Награды:
Премии Попова "Лучшему радиоведущему" (1998, 1999 год) за программы "Русские гвозди" и "Доброе утро, Вьетнам"
Fomenko Fake Radio
Актер и шоумен Николай Фоменко запустил радиостанцию в интернете
Николай Фоменко запустил интернет-радиостанцию Fomenko Fake Radio - разговорное радио с девизом: "Ни слова для гопников". Радио работает с середины апреля в тестовом режиме: оно транслирует юмористические программы и "фейковые, но смешные" новости.
На Fomenko Fake Radio выходят различные ток-шоу, продолжает Фоменко: например, шоу «Парапет времени», герои которого открыто обсуждают внутреннюю кухню масс-медиа – интриги издателей, кошмары продюсеров и поражения сценаристов. В будущем специально для станции будут записываться и радиосериалы, рассказывает Фоменко. Пока на радиостанции только три ведущих: сам Фоменко, актер и диктор "Первого канала" Алексей Неклюдов и актриса Юлия Авшарова.
|