Николай Фоменко: Я
угробил машин миллиона на три не больше. Звезды становятся ближе. Если кто-то
по-прежнему думает, что Коля Фоменко
- веселый приколист, балагур, шоумен и телеведущий, то жестоко ошибается.
Вынужден огорчить и решивших, будто Nikolay Fomenko - пилот команды
YUKOS-Freisinger в крутых гонках FIA GT. Нет, дорогие друзья, с недавних пор Николай Владимирович Фоменко - главный редактор журнала
"Автопилот". Это - в первую голову, а потом уже все остальное.
Почти коллега, можно сказать. Прошу если не любить, то хотя бы жаловать... Сидеть в офисе пробовал - ничего хорошего - Пока ждал вас, Николай, успел полистать свежий номер журнала. В одном вы
определенно читателя не обманули: как и обещали, "Автопилот"
устойчиво пахнет заграницей. - Запах этот, увы, выветривается через
пару недель после покупки, отечественная действительность берет верх... Ведь
автомобиль в нашей стране все еще остается пусть и не роскошью, но большой
экзотикой. Мы же сами ничего не производим, у нас по-прежнему нет автопрома... - А "Жигули" и
"Волги"? - По мне, так это совсем даже не
машины'... И речь не о том, будто мы не в силах сделать что-либо приличное.
Не дают. Но это уже политика, связанные с ней коррупция, лоббирование и
многое другое, во что углубляться не станем, дабы не свернуть шею. О журнале
могу сказать: поделок российского автопрома в нем не будет никогда. Это
смешно. Все равно что рассказывать сейчас миру о джинсах. Не мы их придумали,
не нам их и шить. - Уже подписали контракт с издателями? - Есть устная договоренность. Пообещал
приложить максимум усилий, чтобы за год сделать журнал продаваемым. - Ваши усилия стимулируются должным
образом? - Вы про мою зарплату? Пока ее не платят.
Друзья попросили помочь в раскрутке журнала - согласился, честно предупредив,
что прежде не являлся пользователем "Автопилота". Не мое чтиво,
размер и язык. - Но личная корысть у вас в этом
проекте есть? - Мне интересно. Хочу глубже вникнуть в
некоторые медийные вопросы. С прицелом на будущее. - В медиамагнаты замыслили податься? - Смешно даже не говорить, а думать! Не
тот я человек, чтобы важно сидеть в офисе и рулить процессом. Уже пробовал,
ни к чему хорошему это не привело. Нет, собираюсь понять некие глобальные
процессы. - Полагал, вас тест-драйвами
соблазнили, перспективой погонять на шикарных авто. - Умоляю вас! Я слишком много времени
провожу за рулем, это тяжелая и в физическом, и в психологическом смысле
работа, об автомире знаю все и жгучего любопытства неофита к нему не
испытываю. Конечно, слежу за новинками рынка, но делаю это достаточно вяло,
поскольку в курсе всех потенциальных премьер до 2009 года включительно. Меня
трудно удивить. Не забывайте, все-таки пятый год живу в западном спорте на
самом высоком уровне, работаю в команде Porsche и покатался на тачках,
которые вы даже вообразить не можете, поскольку их выпускают по десять штук в
год. Словом, какой-никакой опыт присутствует. Уж определенно больший, чем у
человека, на десять минут по приказу редакции усевшегося за руль
дорогостоящего автомобиля и вынужденного потом писать статью с детальным
разбором всех его достоинств и изъянов. А у самого автора под окнами гниет
транспортное средство под названием "Лада"... - А у вас что гниет? - У меня есть старый "Porsche"
1985 года, но обычно по Москве езжу на внедорожнике "BMW". Такое,
извините, не гниет... Впрочем, "езжу" - сильно сказано. В последние
годы дома бываю урывками, большую часть времени провожу за границей. Гоночный
сезон очень плотный, старты почти еженедельно в самых разных местах. - Но вы все же нашли время, чтобы прокатиться
на навороченной иномарке и без сожалений уделать ее в "Автопилоте". - Я прошел тест-драйв и написал как есть.
В "TVR Tuscan S" допущено слишком много ошибок еще на стадии
проектирования. Что неудивительно, если вспомнить: машину делает маленькое
бюро с неудачной судьбой. - Это авто продается в России за сто с
гаком тысяч долларов, и наверняка найдутся люди, которые захотят его купить.
Вернее, могли хотеть до вашей размазывающей статьи. - Уверяю вас: обязательно купят. С еще
большим удовольствием. Целевой покупатель "Tuscan" - молодящийся
человек 50-60 лет с двадцатилетней подругой, роскошной яхтой и виллой на
Средиземноморском побережье. Он думает не о том, как быстро поедет, а как
красиво это сделает. Но русские люди должны знать: машины бывают разными, а
цена еще ни о чем не говорит. Понимаете, тест-драйв - не заказная статья.
Меня никто не заставит писать то, что идет вразрез с моими взглядами. Путин хочет перемен к лучшему, но вряд ли
добьется их - Да-да... В колонке главного редактора
вы обмолвились: дескать, не замышляем никаких террористических действий
против нашего читателя. Слова о терроризме легли в масть... - Когда писал, не думал, что выход журнала
совпадет с трагедиями, трясущими Россию все последние недели. Впрочем,
тревога висит в воздухе, чтобы стать провидцем в такой ситуации, большого ума
не надо. - Тошно, наверное, от увиденного? - "Тошно" - не то слово,
происходящее - последняя степень унижения. Моей страны, моей нации, меня
лично. Нас унизили те, кто должен отвечать за то, чтобы подобного не было.
Терроризм есть везде, но, к примеру, Олимпиада в Афинах прошла без эксцессов.
Никого не волнует, сколько усилий и средств на это затрачено. На то и
спецслужбы, чтобы не допустить беду. А у нас ЧП не остановить. Есть люди,
которые строят бизнес на наших жизнях, мы их знаем, но поделать ничего не
можем... - Капитуляция? - Нет, но какой смысл понапрасну сотрясать
воздух? Прекраснодушными разговорами и благими призывами к единению ситуацию
не изменить. Да, я русский человек, да, патриот, да, готов ради Родины на
многое, но не на игру в поддавки. Америка не стесняется подогнать целый флот
к берегам какой-нибудь несчастной африканской страны, имевшей глупость взять
в заложники пару янки. Посмотрите, как сплотились французы из-за двух
задержанных в Ираке журналистов. А у нас бывший министр внутренних дел клялся
жизнью, что волос не упадет с головы его лучшего друга, пропавшего в Чечне.
Пустые слова! Друга боевики казнили, а министр тот, хоть уже и не министр,
вполне здравствует... Все упирается в профессионализм. Рассуждения, что
силовикам нужно больше денег и беспредел прекратится - вранье. Сколько ни
давай, ничего не изменится. Нет наверху человека, способного ЭТО остановить. - Один товарищ въехал в Кремль с
обещанием замочить гадов в сортире. - Путину не позавидуешь... - А зачем нам ему завидовать? Он
получил, что хотел. Под ним целая страна. Распорядись властью с умом! - Нельзя требовать от одного, чтобы он
сделал работу за всех. Так не бывает. Путин - не царь, не самодержец. Как
управлять системой, не желающей тебе подчиняться? У президента положение
аховое, он не может разрушить существующие подводные течения, накатанные
политические схемы. - Пусть слезает, даст порулить тому,
кто сумеет. - Да погодите вы! Верю, Путин хочет
изменений к лучшему. Способен ли их добиться? Большой вопрос. Скорее нет. - Кажется, именно это вы, Николай,
назвали однажды политической педерастией? - На волне эмоций можно сказать и не
такое... Когда гибнут люди, трудно держать себя в руках. Страшнее другое: мы
превращаемся в нацию некрофилов, приучаемся видеть трупы на экране и на
улицах, нас сознательно подсаживают на смерть. Остается уповать на то, что
смогу сберечь отдельно взятое государство под названием "моя семья"
и с помощью супруги выращу нормальных, здоровых детей... - Находясь здесь? - А где же еще? Из шести лет жизни
последние четыре года Настя вполне профессионально занимается фигурным
катанием, тренируется в ЦСКА, работает очень много, с одним выходным днем.
Оторвать дочку от этого мы уже не можем. Ваня пока маленький, ему два годика,
но скоро и его займем каким-нибудь интересным делом... Годы идут, дети
растут, а мы с Машей, увы, моложе не становимся. С возрастом труднее решиться
на радикальные перемены, эмиграция возможна лишь в случае криминального
развития ситуации дома. Или тяжелейшей войны. Тогда надо все продавать, все
забывать и уезжать с концами. - Прежде вы не исключали и такого
сценария. - Но я же здесь, никуда не еду и не строю
запасной аэродром за буфом. Более того, порой страшно раздражаюсь из-за собственной
безынициативности в жанре действенной осмысленности. Надо до конца бороться
за страну. Не готов предложить развернутую программу, хотя ясно, что речь не
о создании политических партий или чего-то подобного. В глубине души понимаю:
западноевропейский вариант демократии у нас вряд ли пройдет. Иной генотип,
другая конструкция. Россия в своем развитии обошлась без рыцарства,
нормального феодализма и еще очень многого. Нельзя научиться читать, не зная
букв. У нас же нет преемственности, каждые десять лет новая жизнь наступает.
Памятник Дзержинскому снесли, теперь на место ставить собираемся, напрочь
забыв, кто такой этот "железный Феликс". А зачем, спрашивается, вообще убирали? Да
что Дзержинский? Люди живут, не зная своего рода-племени. Генеалогическое дерево
на втором колене заканчивается. - А вы родные корни глубоко проследить
можете? - До 1442 года. До Иасава Скрыпицина. И
про него знаю, и про всех пра-пра-пра-пра... Но не обо мне сейчас речь.
Достаточно взять любой том Тургенева или Толстого, чтобы уяснить: мы до сих
пор ходим по порочному кругу. Нужно его разорвать, а как? Народ разобщен, эту
массу очень трудно поднять, она не монолитна. У нас нет великодержавного
шовинизма. И слишком много равнодушных, безразличных. Не знаю, какое лихо еще
должно произойти, чтобы люди наконец объединились? Только самоуважение
способно вызвать ответную адекватную реакцию. Не чванливая крестьянская
чопорность, позволяющая плевать себе и другим под ноги, выбрасывать бутылки
из окон автомобилей и гадить в подъездах, а умение уважать окружающий мир.
Это и есть цивилизованность. Смотрю на всех нас и думаю: каждый уверен, что
он не умрет никогда. На самом деле философия должна быть очень простая: когда
человек готов к смерти, он благостен к жизни, умеет ее ценить. Сразу пропадает
хамство и появляется доброта. "После меня хоть трава не расти", -
говорят русские. Не уверен, что подобная поговорка есть в других языках... Олимпийцам нашим надо памятники ставить, а
мы их даже по именам не знаем - Пять лет, прожитых на Западе, вас крепко
перековали? - Нет, абсолютно. Прекрасно вижу: в каждой
избушке свои погремушки. Раздражает другое: за рубежом соотечественники стоят
друг за друга горой, а у нас и этого нет. Мы не вместе. На днях смотрел по
телевизору повтор легендарных хоккейных матчей 1972 года СССР - Канада. Это
была команда! Те парни выросли на рассказах отцов о Победе в Великой
Отечественной. И сами прониклись чемпионским духом. Но это, оказывается,
недолговечно, быстро вымывается из генной памяти! Сегодняшние российские
руководители олимпийского движения, отставшие в развитии на десятки лет,
твердят, словно заклинание: "Мы доказали на спортивных аренах..."
Никому и ничего они не доказали, а банально растратили сумасшедшие бабки,
которые дало государство. Итоги следующей Олимпиады могут быть еще печальнее
для России... Поэтому тем, кто выиграл для нас золото в Афинах, надо
памятники ставить. А мы половину чемпионов по именам не знаем. При этом зло
тычем пальцем в Хоркину и Кабаеву: мол, и в рекламе они, и на обложках
журналов. Зазнались! Да гордитесь вы, уважайте девчонок, которые здоровье
положили, чтобы славу стране принести! Не способны! Серость человеческая,
местечковая чопорность мешают. В таких случаях всегда говорю: нелегко
крестьянину в городе... - Может, Николай, в вас личная обида
сидит? Гоняете на "Porsche", честь любимой Родины защищаете, а она
холодна со своим героем... - Если начинаешь обижаться, что не
признают дома, ты либо плохо воспитан, либо дурак. Не отношу себя ни к
первой, ни ко второй категории, хотя, конечно, по-человечески задевает, что у
нас по-прежнему предпочитают праздновать чужих кумиров. Своих пророков не
имеем, зато западное мифотворчество обожаем. Посчитайте, сколько футбольных
фанатов носят майку с именем Роналдо на спине, а сколько - Онопко или Титова.
Счет будет не в нашу пользу.При этом, уверяю, стоит уехать игроку на Запад,
как его популярность дома сразу возрастает. Я дважды выигрывал чемпионат
России, и всем было начхать. Стал выступать за иностранную команду, и
обстановка вокруг переменилась. И звание мастера спорта международного класса
дали, и привечать в высоких кабинетах начали... За рубежом нет такого двойного стандарта.
И с Михаэлем Шумахером, вручавшим мне часы Omega как гонщику GT, не
чувствовал барьера, стены. Все, включая великих чемпионов, ведут себя
абсолютно нормально, открыто, дружелюбно. Конечно, каждому нужно знать свое
место. У меня в команде четвертый номер, но команда ведь чемпионская, и я
внес вклад в общую победу. Понимаю это. Как и то, что мне не дадут стать
первым. Но не потому, что я русский. Там подобное никого не волнует. Надо
выходить на трассу и делать, что умеешь. Это главное. Стараюсь, делаю. До
конца сезона у меня еще гонки в Германии, Эмиратах, Китае... От чего-то,
правда, уже отказываюсь, все-таки определенный статус есть. Не поехал сейчас
в Японию на трассу "Судзуки", хотя тамошнее представительство
Porsche приглашало. Гонка - вне чемпионата, решил побыть с семьей. Да и
устал. - На деньги попали? - Конечно. Автоспорт - основной мой
источник дохода. Бизнес, зарабатывание на жизнь. Знаете, почему гонщиков, так
сказать, верхнего уровня совсем немного? Люди не находят мотивацию, из-за
чего терпеть подобные страдания. Это же весьма болезненное и вредное для
здоровья занятие - гонки. Перегрузки, боковые ускорения, вибрация, приводящая
к смещению внутренних органов... За сие и платят большие бабки. - Слышал, за карьеру гонщика вы набили
машин на шесть миллионов долларов. - Делите на два. Миллиона на три, вряд ли
больше. - Тоже цифра приличная. - В этом нет ничего удивительного. Такой
вид спорта. - А ваш "Porsche" на какую
сумму тянет? - Существует единое правило: изготовление
гоночных болидов не должно превышать 650 тысяч долларов. Но самое
дорогостоящее дело - технологическая разработка. - Какую максимальную скорость выжимали
на спидометре? - Ха! У нас нет спидометров... Наверное,
проходил отдельные участки при 360 км в час... Не в скорости дело. Сегодня
болидом Formula-1 смогла бы управлять и старушка, способная выдержать
многократные перегрузки и не потерять сознание. Для езды не нужны особенные
навыки, автоматика исключает ошибку при переключении передач. Я сидел в
"формульской" машине 1994 года. Это величайшее сумасшествие!
Стандартная коробка, три педали и руль. Все! 850 лошадиных сил, 600 кг веса.
Управляется черт знает как. Ощущение, что болид сейчас взлетит. Справиться с
этим монстром могли настоящие герои... - У вас в этом году юбилей. Десять лет,
как гонками занялись. - Точно! Даже не задумывался. Приятно!
Меня Влад Листьев подтянул. Ему нужны были узнаваемые лица для команды в
гонках на выживание, С этого и пошло... Сам не могу понять, зачем сыграл великого
комбинатора - Несколько последних лет вашим
генспонсором является ЮКОС. Из-за этого проблем не возникло? - Только здесь, в стране. На Западе к делу
ЮКОСа относятся, как к политической игре. - Вы согласны? - Мне сложно судить, но верю, что все
будет в порядке, здравый смысл восторжествует и человеческие амбиции уйдут на
задний план... Нам бы заводиков новых построить да людей научить работать, а
мы нефть качаем и недоплаченные налоги выколачиваем... Нет, не хочу об этом
говорить! Могли бы уже понять: устал я от бессмысленных фраз. На самом деле
Россия плевать хотела на всех - на Запад, на Восток, на Север и на Юг. И это
беда... Моя рука - владыка. "Все ли книги прочитаны?" - хочется
спросить. - Что порекомендуете? - Ничего. И прочитают - не поймут. Чтение
вызывает коррозию в голове, а это для русского человека опасно... - А сами-то как? - Я в потрясающем Тургеневе, в
"Дворянском гнезде". Когда неспокойно на душе, открываю классиков.
Обычно помогает. Вспомните хотя бы Чертопханова и Недопюскина из
"Записок охотника". "Лови его, лови! Бей!" Смешно и
грустно... И эти чувства преследуют нас последнюю тысячу лет. Вот и все. - Нет, Николай, не все. Вы еще про
Остапа Бендера не рассказали. - На разговор об этом уж точно время
тратить не стоит. Двухсерийную картину снимали по заказу "Первого
канала", где я работаю. Сыграл великого комбинатора, хотя сам не
понимаю, зачем. Все давно сказано и сделано моим любимым Сергеем Юрским. Что
тут добавишь? Пересказывать краткое содержание тем, кто не читал книгу Ильфа
и Петрова? Поэтому по-прежнему и топчемся на одном месте - ты-ты-ты,
ты-ты-ты... Не знаю, как вам, а мне надоело. Понимаете? На-до-е-ло! - Но что-то вам в кайф? - Театр. Хорошее кино. От плохого
отказываюсь в девяти случаях из десяти. Сейчас снимаюсь в "Красной
воде", играю автогонщика по кличке Порш. Надеюсь, картина получится.
Оператором у нас француз Жан-Пьер Совер. Знаете его наверняка.
"Такси", "Видок", все клипы Милен Фармер... - С Аглаей часто встречаетесь? - С кем? - С внучкой. Вы же, Николай, в феврале
дедушкой заделались. - Виделись пока лишь раз. Наверное, уже
большая девочка... Знаю, что здорова, все у нее в порядке. Катя, дочка,
человек самостоятельный, строит жизнь по своему разумению, специально даже
фамилию поменяла... А из меня сейчас какой дед? С двумя-то маленькими
детьми... Пусть подрастут немного. Лишь бы не было войны... |