Новости Фильмы Театр ТВ Радио "Секрет" Спорт Биография Контакты Главная

 

Московский Дворец Молодежи,
6 и 7 ноября 2000 года.
"Бои за звание Чемпиона мира по юмору"
между "Квартетом И" и "Командой "звезд"
Импровизации на заданную тему, пластические этюды, комические словесные упражнения на тренировку памяти и условное, схематическое изображение знаменитых персонажей - все это неизбежно входит в учебную программу любого театрального вуза. Но, как правило, сразу после окончания института большинство актеров немедленно расстается с подобными тренировками, переходя к более серьезным ролям и более угрюмым профессиональным занятиям - к величайшему сожалению зрителей и дилетантов, у которых такого рода кухня неизбежно вызывает жгучее любопытство и сохраняет обаяние зримого профессионализма, недоступных навыков и причастности к живому театральному процессу.

6 - 7 ноября во МДМ прошли "Бои за звание Чемпиона мира по юмору". Семеро участников спектаклей разделились на две команды - "претендентов" (ими стали четверо актеров молодого, но яркого и выгодно отличающегося от многих коллег по жанру комического театра "Квартет И") и "звезд" - Алексея Кортнева, Валдиса Пельша и Николая Фоменко.

Несмотря на странное название и разовость мероприятия, это были смешные, свежие спектакли, почти целиком построенные на импровизации и легкомысленных сценках, более всего похожих на некогда популярный СТЭМ - студенческий театр эстрадных миниатюр. Спектакли состояли из набора разнообразных конфликтных комических сценок, часть из которых из зала предлагали зрители, а часть была придумана самими исполнителями. Но если для Алексея Кортнева и Валдиса Пельша СТЭМ - основной жанр, в котором они привыкли работать в Студенческом театре МГУ, то для Николая Фоменко такого рода сценические эксперименты были делом почти забытым. Свежесть и напряженность взгляда достигались так же за счет того, что Фоменко вошел в "команду звезд" практически без репетиций. Но Николай Фоменко - человек с подлинным талантом к импровизации, и справился с предложенными ситуациями абсолютно блестяще.

Происходившее на сцене выгодно отличалось от многочисленных концертов профессиональных сатириков и юмористов. Во-первых, настоящая, живая импровизация на сцене стала делом таким же редким и таким же желанным для тех, кто понимает, как и концерт "вживую". Во-вторых, умение мгновенно ориентироваться в предлагаемых обстоятельствах, живо овладевать залом, адекватно и остроумно реагировать на любые его проявления, - мастерство, казалось бы, почти утерянное. В-третьих, несмотря на размеры зала, было чувство почти домашнего развлечения - шутки придумывались действительно впервые, существовали только в эту секунду в этом зале и умирали именно на твоих глазах. Драгоценность такого рода спектаклей состоит именно в их сиюминутности, острой и смешной жизни, краткость которой и отсутствие притязаний на важность и "долгую жизнь в искусстве" только прибавляет им прелести. Их невозможно пересказать - да и нет смысла. Поэтому самое острое сожаление испытываешь от того, сколько людей этого не увидят и со сколькими ты не сможешь разделить этот смех.

На таких "импровизационных" спектаклях шутки и реакции не существуют отдельно от момента, мимики, звуков публики, и количества времени, которое уходит на выполнение одного зрительского задания. Придумать за тридцать секунд обращение американского президента к избирателям, непременно употребив в определенном заданном порядке слова "флейта", "клоун", "жлобственничественность" (явно только что придуманное ехидным зрителем), "скунс" и прочее. В секунду изобразить с помощью подручных средств Джульетту, гадалку или Павку Корчагина. Придумать осмысленный куплет, используя рифмы "засос" - "под откос" и "баржа - спаржа". Но несмотря на кажущуюся несложность заданий и легкомысленность идей, немногие окажутся способными на мгновенную и остроумную реакцию, не многие окажутся в такой активной и "спортивной" актерской форме. Словом, эти спектакли оказались полезным и вполне профессиональным тренингом для любого, кто в них участвовал, и отличным развлечением для тех, кто сидел в зале. Редчайший для нашего времени смех - не связанный с политикой и социальными проблемами, смех не пошлый и не грубый, легкомысленный и прекрасный смех ради смеха. Для холодного грустного месяца ноября - то, что прописал бы любой хороший доктор.

Анна Гудкова

 
Новости Фильмы Театр ТВ Радио "Секрет" Спорт Биография Контакты Главная

(С) 2000-2008 Культурно-спортивный центр "Русское время"
Текст (С) 2000 Анна Гудкова